Обеспечение заявок и контрактов по 44-ФЗ о контрактной системе: в какую цену они могут обойтись?

Обеспечение заявок и контрактов по 44-ФЗ о контрактной системе: в какую цену они могут обойтись?

В данной статье речь пойдет о предоставлении финансового обеспечения контракта и заявки. Кроме того, мы расскажем, в каких случаях есть возможность сэкономить, обойдясь без такого обеспечения.

В предыдущих статьях, которые были посвящены государственным закупкам, мы осветили принципы работы контрактной системы и рассказали о том, какие отличия имеют разные виды торгов. В этой статье речь пойдет о финансовом обеспечении контракта и заявки. Мы также расскажем, в каких случаях есть возможность сэкономить, обойдясь без такого обеспечения.

Вы хотите стать поставщиком для муниципальных и государственных нужд? Для этого понадобятся деньги. Они будут нужны на двух этапах проведения тендера: при подаче заявки с целью участия в электронном аукционе либо конкурсе, а также на этапе заключения победителем торгов муниципального либо государственного контракта.

Обеспечение заявки

При подаче заявки на участие в электронном аукционе либо конкурсе каждый из участников обязан внести обеспечительный платеж, а установить сумму такого платежа – обязанность каждого заказчика. Что касается размера обеспечения, то он устанавливается заказчиком, причем диапазон составляет 0,5- 5% от начальной (максимальной) контрактной цены. Например, если заказчику нужно приобрести картриджи для оргтехники на сумму 600,0 тыс. рублей, то сумма, которая необходима для обеспечения заявки, а также участия в электронном аукционе, составит 30,0 тыс. рублей, или 5,0%.

Требование обеспечения заявок относится ко всем участникам без исключения. Его целью является возмещение потерь муниципальных и государственных заказчиков в случае, если участником подается заявка, он побеждает в тендере, но уклоняется от заключения государственного контракта. В подобном случае обеспечение по заявке остается в качестве компенсации у заказчика.

Обеспечение заявок при проведении электронных аукционов

Отдельно скажем об обеспечении заявок при проведении электронных аукционов. Для подобного вида торгов законом предусмотрено несколько способов обеспечения заявки.

  • В общем случае сумма обеспечения составит 0,5-5 % от начальной (максимальной) контрактной цены (на практике заказчиками, как правило, устанавливается 5,0%).
  • При проведении аукционов, имеющих начальную (максимальную) цену не больше 3,0 млн. рублей, сумма обеспечения не должна превышать 1,0 % от начальной (максимальной) контрактной цены.
  • При проведении аукционов для СМП сумма обеспечения не должна превышать 2,0 % от начальной (максимальной) контрактной цены.

Когда не требуется предоставлять обеспечение заявки

При запросе котировок законодательством разрешено не требовать от заказчиков установления обеспечения заявок. Этот способ является наиболее простым и по условиям, и по организации. Что касается цен котировочных контрактов, то они не превышают 500,0 тысяч рублей, а сроки исполнения достаточно короткие. Методом запроса котировок, как правило, проводятся закупки типовых товаров, простых услуг и несложных работ. Поставщики, только начинающие осваивать систему закупок, могут попробовать себя в запросах котировок, что даст им возможность на начальном этапе обойтись без существенных затрат.

Для своевременного получения информации о торгах, проводимых методом запроса котировок, можно использовать сервис «Контур.Закупки». Он поможет поставщику оперативно найти необходимые ему закупки. Сервис имеет «умную» поисковую систему, позволяющую искать закупки по отрасли, типу торгов, региону, заказчику либо цене. «Контур.Закупки» дают возможность поставщику проводить настройку шаблонов запросов о проводимых торгах по «своим» товарам, а также получать на свою электронную почту актуальные уведомления о появлении в системе интересующих его запросов котировок.

Возврат обеспечительного платежа

Если участник не получил право на заключение контракта (не выиграл торги), то сумму обеспечения заявки он получит обратно. Возврат обеспечения проводится также в других случаях: если участник отозвал заявку, при отмене закупки, если по результатам рассмотрения закупочной комиссией заявка была отклонена. Для возврата обеспечения установлены определенные сроки: для конкурсов – пять рабочих дней, а для электронных аукционов – один рабочий день с того момента, когда наступило событие, явившееся основанием для возврата обеспечения.

Платеж в целях обеспечения исполнения контракта

Помимо платежа в целях обеспечения заявки, поставщик должен внести платеж, который бы обеспечивал исполнение контракта. Это обязаны делать только те, кто получил право заключить контракт. Наряду с подписанным государственным контрактом поставщик должен предоставить заказчику предусмотренное обеспечение.

Что касается размера обеспечения исполнения контракта, то он зависит от суммы:

  • при цене контракта, которая меньше либо равна 50,0 млн. рублей, – 5-30 % от начальной (максимальной) контрактной цены;
  • при цене контракта, которая превышает 50,0 млн. рублей, – 10-30% от начальной (максимальной) контрактной цены.

Обязанности по установлению размера обеспечения для исполнения контрактных обязательств возлагаются на заказчика, причем, как правило, речь идет о 30,0 % от суммы по контракту. Так, при заключении контракта на сумму 1,5 млн. руб. поставщик должен обеспечить перечисление на счет заказчика 450,0 тыс. рублей и «не вспоминать» об этой сумме до момента исполнения государственного контракта, то есть, пока заказчик убедится в соответствии поставленных товаров всем требованиям, установленным законодательством и оговоренным в государственном контракте условиям. Именно в этом заключается цель внесения обеспечения. При не исполнении поставщиком своих контрактных обязательств заказчик вправе оставить себе обеспечительную сумму в целях компенсации своих убытков, а также начисленных поставщику штрафов и пени. То есть, в обоих случаях (обеспечение контракта и обеспечение заявки) обеспечительный платеж – это гарантия соблюдения государственных интересов при проведении закупок.

Формы обеспечения

Законом предусмотрены два способа внесения обеспечения; денежными средствами либо в виде гарантии банка (рассчитать стоимость). Форма обеспечения выбирается участником, поэтому он должен принять одно из решений: обеспечить изъятие из своего оборота приличной денежной суммы либо обратиться в банк, чтобы получить гарантию. Следует понимать, что выдачу гарантий банк осуществляет за деньги. Поэтому прежде чем туда обратиться, сделайте расчет, чтобы знать, какой из вариантов будет выгоднее – получение гарантии банка или внесение обеспечительного платежа денежными средствами.

При выборе формы обеспечения, помимо причин экономического характера, есть ограничения, установленные законом. Так, на электронных аукционах обеспечение заявки предусмотрено исключительно денежными средствами. Это можно объяснить спецификой электронных торгов и деятельностью ЭТП.

Гарантия банка

К банковским гарантиям имеется ряд требований. В них должны содержаться конкретные условия, которые предусмотрены законом и установлены заказчиком (к примеру, срок действия, который должен превышать срок контракта более чем на месяц). Помимо этого, гарантии могут выдавать только банки, входящие в реестр кредитных организаций, уполномоченных Минфином РФ. Выдав гарантию, банк должен обеспечить размещение информации об этом в ЕИС не позднее одного рабочего дня. Потом заказчику нужно убедиться в соответствии гарантии всем предъявляемым к ней требованиям.

Возврат обеспечения

Закон не регулирует срок возврата обеспечения по контрактам, поэтому при их заключении заказчикам каждый раз нужно отдельно определять эту позицию. Все участники должны для себя выяснить срок возврата еще при ознакомлении с документацией о закупке и извещением. Это даст возможность избежать нежелательных последствий в виде удержания имеющегося обеспечения по государственному контракту на довольно долгое время, к примеру, на весь период действия гарантии после того, как контракт будет исполнен.

Когда не требуется обеспечения контракта

Существуют ли закупки, при проведении которых не устанавливается обеспечение исполнения контракта? Да, существуют. Законодательство предусматривает виды поставок, позволяющие заказчику не оговаривать условие, касающееся обеспечения исполнения контрактных обязательств. Это, прежде всего, относится к отдельным видам закупок у единственных поставщиков, если торговые процедуры не проводятся, а партнер для поставки выбирается заказчиком по причине его специфического положения. Наглядными примерами могут быть поставки в области энергетики и коммунальных услуг. Однако при подаче участником заявки на участие в конкурсе, запросе котировок и электронном аукционе он должен уплатить обеспечение исполнения контракта при своей победе.

Размер обеспечения увеличивается в случае снижения цены

Антидемпинговые меры следует принимать во внимание отдельно. Их цель заключается в контроле чрезмерного снижения цены при проведении закупок. Если в процессе торгов участником снижается цена на 25% и более, то свои действия он должен подкрепить обеспечением, повышенным в 1,5 раза.

При начальной (максимальной) цене закупки в 15,0 млн. руб. или менее, участник вместо повышенного обеспечения имеет право предоставить сведения о том, что в течение одного года до той даты, когда была подана заявка, он без нарушений выполнил не меньше трех контрактов (или не меньше четырех контрактов в течение двух лет). Отметим, что не меньше 75% таких контрактов должны исполняться без применения неустоек. Кроме того, может быть предоставлена информация о том, что на протяжении трех лет до той даты, когда была подана заявка, поставщиком успешно исполнено три или более контрактов, и каждый из них исполнялся без уплаты неустоек. В подобных случаях цена одного уже исполненного участником контракта должна быть не меньше 20% от цены государственного контракта, для заключения которого этот участник подает заявку.

Информация о торгах: как искать?

Многие опытные поставщики используют для поиска, а также структурирования информации специальный веб-сервис «Контур.Закупки». Он поможет поставщику оперативно найти нужные закупки. Сервис имеет «умный» поиск, позволяющий искать закупки по отрасли, типу торгов, региону, заказчику или цене, а также может исправлять опечатки, не придавая значения окончаниям слов. Веб-сервис на основании информации о предыдущих государственных закупках способен проводить анализ требований заказчика, а также делать прогноз стратегии поведения конкурентов. Однако главное в сервисе «Контур.Закупки» – это возможность поставщика настраивать шаблоны запросов о торговых процедурах по «своим» товарам и получать на email уведомления о появлении в системе интересующих его торгов, конкурсов либо аукционов.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: размеры и способы внесения обеспечения, сроки возврата

Участнику закупок

Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.

Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта. Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств. Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.

При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.

С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки. Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование. При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.

Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.

Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.

Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений. Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.

Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.

Виды обеспечения заявки

От способа осуществления закупки зависит вид обеспечения документа на участие в торгах. Для запроса котировок подтверждение заявки не требуется никогда. Для запроса предложений также, но с единственным исключением из этого правила, которое указано выше. Основной интерес в этом вопросе представляют все разновидности конкурсов, а также электронный и закрытый аукцион.

В случае с конкурсами и электронными аукционами существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства , внесенные на счет, или банковская гарантия . Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки. Между этими вариантами существует несколько различий.

Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.

Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита. Естественно, что действия предпринимаемые банком занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита. Так же, при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.

В свою очередь тендерный кредит бывает двух видов: разовый или с возобновляемой кредитной линией . Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку. При получении кредита в форме возобновляемой кредитной линии у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени. После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование.

Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут. Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий. Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).

Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах и закупках на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения документа на участие в торгах. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным.

Не стоит также забывать и про возможность предоставления банковской гарантии, которая позволяет участнику заплатить гораздо меньшую сумму, чем требуется для обеспечения заявки. Но в таком случае, он эту сумму перечислит безвозвратно, тогда как сумма денежных средств, перечисленная на счет, подлежит возврату в сроки установленные законодательством.

Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно банковской гарантии предоставляемой для обеспечения заявок, что отличает ее от обеспечения исполнения контракта. Такой срок должен составлять минимум 2 месяца с даты окончания подачи заявок.

Конкретные требования к содержанию банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Основным новшеством, привнесенным контрактным законом в систему обеспечения в отношении банковских гарантий, является внедрение механизма реестра банковских гарантий, который был призван обеспечить прозрачность и достоверность этого рынка.

Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность Заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банки стали обязаны размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.

Получение банковской гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие банковские гарантии, а только включенные в так называемый «налоговый» перечень, установленный частью 1 статьи 45 НК РФ. Поэтому прежде, чем обратиться в банк его стоит проверить по этому перечню. Существенно сэкономить время и силы могут банки, которые предлагают сервисы для оформления банковской гарантии в электронном виде, что является вполне логичным шагом в системе государственных закупок, где полностью электронные аукционы давно уже заняли лидирующие позиции среди остальных способов закупок.

Размеры обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки является величиной не постоянной, устанавливается по желанию и на усмотрение Заказчика, но с учетом условий и пределов законодательства. К таким условиям относится способ определения поставщика, величина начальной цены контракта, а также преференции и ограничения, установленные Заказчиком.

По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК .

Но для аукционов это правило действует только при условии, если начальная стоимость контракта составляет больше трех миллионов. Если же начальная стоимость контракта меньше или равна трем миллионам, то в таком случае размер обеспечения фиксирован Законом о контрактной системе в размере одного процента от НМЦК .

В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также ограничений для малого бизнеса и некоммерческих организаций, меняется только верхний предел из общего правила, вместо пяти процентов, размер обеспечения документа на участие в торгах не может быть более двух процентов .

Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является один процент от начальной цены контракта. И, как показывает практика, Заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет для них избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются. Поэтому если Заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал один процент, это может свидетельствовать о желании Заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.

Сроки возврата обеспечения заявки

Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, Заказчик теряет основания для удержания денег перечисленных ему участником. Но при определенных условиях Заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.

Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежат только деньги, внесенные на счет. По гарантии никаких действий после наступления окончания срока действия контракта не предпринимается.

Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок по 44-ФЗ в пять рабочих дней с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев несколько, в частности:

— для участников, кроме победителя, это подписание итогового протокола;
— для победителя это подписание государственного или муниципального контракта;
— отмена торгов;
— отстранение участника от торгов;
— отзыв документа на участие в торгах участником;
— направление заявки после окончания срока подачи заявок;
— отказ от подписания контракта;
— не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).

Стоит отметить, что возврат обеспечения при проведении торгов в форме конкурса и закрытого аукциона производится организатором торгов, поскольку именно на его счет участник перечисляет обеспечение.

В случае проведения электронного аукциона обязанность по возврату обеспечения заявки возложена на оператора торговой площадки. За неисполнение данной обязанности он несет административную ответственность, так же как и организатор торгов при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Однако со стороны участника будет благоразумно не ждать от Заказчика или оператора автоматического возврата обеспечения, а обеспокоиться этим вопросом самостоятельно. Для этого стоит направить Заказчику или оператору письмо на возврат обеспечения заявки. Тем самым вы напомните им о необходимости исполнения обязанности, установленной Законом о контрактной системе, и сможете вовремя получить свои деньги обратно.

Срок возврата обеспечения заявки по 44-ФЗ по электронным аукционам установлен в пределах 1 рабочего дня со дня возникновения определенного случая. Эти случаи следующие:

— опубликование итогового протокола;
— отмена торгов;
— подача одним участником двух и более заявок на один аукцион, если они отозваны до этого не были;
— получение заявки после истечения срока для подачи;
— истечение срока аккредитации;
— отзыв документа на участие в торгах участником;
— отзыв документа на участие в торгах участником закупки после подведения итогов аукциона;
— отстранение участника от торгов;
— участник не явился на процедуру торгов по аукциону;
— заявка не соответствует требования документации и Закона;
— отказ от подписания контракта;
— не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).

Но и без наступления вышеуказанного, участник имеет право вернуть деньги, находящиеся на счете оператора торговой площадки, при условии, что эти средства не заблокированы оператором и не подлежат перечислению Заказчику. Для возврата участник должен направить оператору соответствующее требование о возврате, которое оператор торговой площадки обязан исполнить в течение трех рабочих дней.

В каких случаях обеспечение заявки не возвращается участнику?

Выше мы рассмотрели случаи, при наступлении которых обеспечение заявки, предоставленное участником в виде перечисления денежных средств на счет Заказчика или оператора, возвращается участнику. Но также существуют случаи, которые позволяют Заказчику или оператору не возвращать данные денежные средства. Тем самым компенсируются возможные потери Заказчика от недобросовестных действий участника. К таким условиям относятся:

— уклонение участника от заключения государственного или муниципального контракта;
— отказ участника от заключения государственного или муниципального контракта;
— непредоставления обеспечения исполнения контракта;
— подтверждение контракта не соответствует требованиям законодательства и документации.

Стоит отметить, что некоторые эти случаи порой не зависят от воли участника. Поэтому участнику закупки стоит обратить пристальное внимание на соблюдение всех требований законодательства, особенно в части требований к форме и порядку предоставления обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ

В отличие от единых требований для государственных и муниципальных Заказчиков установленных Законом о контрактной системе, подтверждение заявки по 223-ФЗ носит строго индивидуальный характер для каждого Заказчика, поскольку сам закон не устанавливает никаких положений относительно обеспечения заявки. Соответственно каждый Заказчик в своем положении самостоятельно устанавливает размер обеспечения документа на участие в торгах, условия и порядок его предоставления, его виды, а также определяет возврат обеспечения заявки по 223-ФЗ.

Поэтому если в государственных закупках участники привыкают к одним и тем же «правилам игры», то в случае корпоративных закупок следует проявить особенную внимательность и осторожность. Прежде чем принять решение об участии в закупке стоит досконально ознакомиться с Положением о закупке конкретного Заказчика, изучить все условия и тщательно их придерживаться, чтобы избежать наступления неблагоприятных последствий.

На практике некоторые Заказчики не изобретают велосипед, и используют положения Закона о контрактной системе по аналогии, иногда изменяя только незначительные детали. Но так же встречаются и такие Заказчики, которые внедряют абсолютно неизвестные контрактному закону механизмы и институты. Наиболее распространённым видом обеспечения документа на участие в торгах по 223-ФЗ является денежный залог, который подлежит перечислению на банковский счет Заказчика, осуществляющего закупку. Возврат этих средств также осуществляется по правилам, установленным положением конкретного Заказчика.

Источник https://fksrf.pro/info/187.html

Источник https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/obespechenie-zayavki-po-44-fz-i-223-fz.html

Источник

Источник

Author: tom

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *