Государственная закупка — процедура, участники, требования

Кто может проводить тендеры

понятие госзакупки в 2021 беларусь

В Законе РБ от 13.07.2012 №419-3 «О Государственных закупках товаров (работ, услуг)» сказано, что государственная закупка-приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.

Под предметом государственной закупки понимаются товары (работы, услуги), определенные заказчиком для приобретения государственной закупки в рамках одной процедуры.

В понятие товары включаются вещи, за исключением:

  • денежных средств
  • валютных ценностей
  • ценных бумаг
  • имущественных прав
  • исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

Кто участвует в госзакупке?

Участники госзакупки РБ 2021

В государственных закупках участвуют:

  • Заказчик
  • Организатор
  • Эксперты
  • Участники

Заказчик-юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которое (который) является получателем бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг). Такие лица могут осуществлять приобретение таких средств через обособленное подразделение, включая представительство (если оно уполномочено на совершение таких действий).

Лицо, являющиеся заказчиком может также назначить работника, который обладает профессиональными навыками в области государственных закупок. Два и более заказчика по письменному соглашению сторон могут совместно проводить процедуры государственных закупок однородных товаров (работ, услуг).

Организатор-юридическое лицо, которое выполняет от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок. Подписание договора, а также определение его существенных условий осуществляется только заказчиком.

Эксперт-лицо, которое является не заинтересованным в результате процедуры государственной закупки, обладающее специальными знаниями в той области, к которой относится предмет госзакупки.

Участником может быть юридическое или физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель. Такие лица принимают участие в процедуре государственной закупки и являются потенциальными поставщиками товаров (работ, услуг). Лицо, чье предложение выбрано наилучшим по сравнению с другими потенциальными поставщиками является победителем.

Участником не может быть:

  • структурное подразделение заказчика (организатора)
  • организатор в проводимой им процедуре госзакупки
  • поставщик включенный в список поставщиков, которые временно не допускаются к участию в процедурах госзакупок
  • эксперт, к организации которой он привлекался для консультаций и (или) получения заключения
  • ИП или юридическое лицо, работники которых оказывали услуги заказчику (организатору) по организации проводимой процедуры государственной закупки или физическое лицо, которое оказывало такие услуги
  • юридическое лицо, которое находится в процессе ликвидации или реорганизации (кроме реорганизации юр. лица в форме присоединения), а также ИП, находящийся в стадии ликвидации
  • юридическое лицо или ИП признанные банкротами (кроме юридического лица, которое находится в процедуре санации)
  • поставщик, с которым договор расторгнут по соглашению сторон в отношении товара, который является предметом госзакупки

Требования к госзакупкам

требования к госзакупкам в беларуси 2021

Виды процедур, которые осуществляются при государственных закупках:

  • открытый конкурс
  • закрытый конкурс
  • электронный аукцион
  • закупка из одного источника
  • процедура запроса ценовых предложений
  • биржевые торги

Информация о госзакупке

На официальном сайте размещается информация о государственных закупках на белорусском и (или) русском языке. Порядок размещения информации определяется Советом Министров Республики Беларусь.

К такой информации относится:

  • годовые планы госзакупок
  • приглашения к участию в процедурах
  • документы для участия в открытом конкурсе
  • документы для участия в электронном аукционе
  • сообщения о результатах процедур
  • сведения о договорах
  • список поставщиков, временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок

Заказчик ежегодно утверждает годовой план государственных закупок и до 8 марта текущего года размещает такой план на официальном сайте.

На сайте не размещается:

  • сведения о государственных закупках, которые составляют государственные секреты, а также коммерческую и профессиональную тайны
  • объекты авторского права и смежных прав, автором которых является заказчик, участник или подрядчик госзакупки

Описание предмета госзакупки

Предмет закупки должен быть описан максимально точно и понятно, чтобы конкретно идентифицировать объект госзакупки и в дальнейшем исключить расхождения и недопонимания по поводу такого предмета. Предмет может быть распределен по частям для подачи предложений участниками на любую из этих частей.

Описание предмета может содержать:

  • технические спецификации
  • чертежи
  • планы
  • эскизы
  • срок поставки
  • место поставки
  • объем

Приглашения

Приглашения адресованы потенциальным поставщикам предмета (предметов) закупки. Для обеспечения гласности и прозрачности самого процесса государственной закупки организатор размещает такие приглашения на официальном сайте. Также, организатор вправе дополнительно разместить приглашения в СМИ для большей уведомленности и максимального привлечения поставщиков. Размещение приглашений ведется на русском и (или) белорусском языках.

Такое приглашение должно содержать в себе:

  • требования к составу участников
  • наименование вида процедуры госзакупки
  • подробное описание предмета закупки
  • источник финансирования закупки
  • срок для подготовки и подачи предложений
  • иные сведения

Приглашение считается размещенным со дня его размещения на официальном сайте.

После истечения срока для подготовки, а также подачи предложений не допускаются какие-либо изменения или дополнения в приглашение. К тому же, запрещено взимать плату заказчиком с участников за приглашение и само участие в процедуре госзакупки.

Сроки

Статья 23. Срок для подготовки и подачи предложений

1. Срок для подготовки и подачи предложений должен составлять в случае проведения:

открытого конкурса – не менее пятнадцати календарных дней со дня размещения конкурсных документов на электронной торговой площадке;

закрытого конкурса – не менее пятнадцати календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);

электронного аукциона – не менее пятнадцати календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке либо не менее десяти календарных дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3000 базовых величин;

процедуры запроса ценовых предложений – не менее пяти рабочих дней со дня размещения документов, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (далее – документы процедуры запроса ценовых предложений), на электронной торговой площадке.

2. Срок для подготовки и подачи предложений при проведении повторных процедур государственных закупок должен составлять в случае проведения:

открытого конкурса – не менее десяти календарных дней со дня размещения конкурсных документов на электронной торговой площадке;

закрытого конкурса – не менее десяти календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);

электронного аукциона – не менее десяти календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке либо не менее пяти рабочих дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3000 базовых величин;

процедуры запроса ценовых предложений – не менее пяти рабочих дней со дня размещения документов процедуры запроса ценовых предложений на электронной торговой площадке.

3. Заказчик (организатор) до истечения срока для подготовки и подачи предложений вправе по собственному усмотрению или обоснованной просьбе участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, продлить такой срок. Соответствующие изменения в приглашение размещаются заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке. Операторы электронной торговой площадки и государственной информационно-аналитической системы обеспечивают размещение соответствующих изменений в приглашение в государственной информационно-аналитической системе.

При проведении закрытого конкурса заказчик (организатор) обеспечивает направление уведомлений о продлении срока для подготовки и подачи предложений юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, приглашенным к участию в закрытом конкурсе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.

Заключение договора

заключение договора госзакупки в беларуси

Договор заключается между заказчиком и участником-победителем. Заключение происходит на условиях, которые указаны в предложении участника, а если проводится электронный аукцион, тогда договор заключается по цене последней ставки участника.

Договор в обязательном порядке должен содержать условия о (об):

  • ответственности сторон
  • порядке оплаты
  • осуществлении заказчиком приемки результата
  • комплектности
  • качестве
  • иные, установленные договором

Размер обеспечения исполнения договора не должен превышать 15% от цены товаров

Денежные средства перечисляются в соответствующий бюджет, за счет средств которого было осуществлено государственная закупка, при неисполнении обязательств.

Изменение условий договора на стадии его заключения или частичного исполнения не допускается.

Однако, допускается такое изменение условий договора, в случае:

  • если изменение стоимости сырья, материалов или иных товаров выросла и в момент заключение договора невозможно было предусмотреть эту ситуацию- тогда пропорционально возрастает цена и конечная стоимость
  • если окажется, что необходимо больше количества товаров, чем указано в договоре
  • если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, которые требуют от поставщика дополнительного времени- увеличение срока исполнения обязательств

После заключения договора составляется справка о процедуре государственной закупки в течение 5 рабочих дней.

В этой справке указывается:

  • наименование вида процедуры госзакупки
  • обоснование выбора той или иной процедуры
  • описание предмета
  • реквизиты участников госзакупки
  • цена
  • описание результатов оценки и сравнения предложений
  • данные участника-победителя
  • сведения о поступлении жалоб на действия или бездействие и решения организатора (заказчика)
  • полный перечень смотрите в статье 29 Законе Республики Беларусь от 13.07.2012 №419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)

В течение 3-х рабочих дней все участники извещаются о состоявшейся процедуре государственной закупки, а также указываются сведения об участнике-победителе.

О некоторых вопросах, возникающих при проведении процедуры закупки из одного источника: предложения потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срок действия таких предложений, способы их подачи и др.

авторы_для_эталон_онлайн_Третьякова-01.jpg

Процедура закупки из одного источника – один из видов процедур государственных закупок, предусмотренный Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (статьи 18 и 49), который применяется в случаях, установленных приложением к указанному Закону.

В материале рассмотрим: какие предусмотрены способы изучения конъюнктуры рынка, какие требования должны соблюдаться при проведении указанного вида закупок, а также сроки действия предложений потенциальных поставщиков и иные особенности проведения закупок из одного источника.

Пунктом 2 статьи 49 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) определяется, что в случае проведения закупки из одного источника выбор потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), заключение с ним договора, его исполнение и расторжение осуществляются в соответствии с гражданским законодательством с учетом требований статьи 49, статей 1–21, 24–26, пункта 3 статьи 27, статей 28–30, 51–53 и 55–57 Закона.

Из указанной нормы следует, что процедура закупки из одного источника менее формализована, чем иные виды процедур государственных закупок, хотя и должна соответствовать определенным требованиям.

Закон № 419-З не содержит требований к содержанию предложения участника, устанавливая необходимость изучения заказчиком (организатором) конъюнктуры рынка для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (пункт 3 статьи 49).

В указанном постановлении обозначены способы изучения конъюнктуры рынка, которыми, в частности, являются: направление запросов о предоставлении сведений потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) (абзацы второй, третий и пятый подпункта 1.1 пункта 1) и размещение запросов о предоставлении сведений на соответствующих электронных торговых площадках (абзац пятый части первой подпункта 1.1 пункта 1 и часть третья подпункта 1.1 пункта 1).

К содержанию запросов, направляемых потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), а также размещаемых на одной из электронных торговых площадок в случае приобретения в соответствии с пунктом 9 приложения к Закону № 419-З товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 базовых величин включительно, предъявляются определенные требования. Так, указанные запросы должны содержать:

  • наименование вида процедуры государственной закупки;
  • наименование предмета государственной закупки, его объем (количество), а также срок (сроки) и место (места) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, и порядок их оплаты;
  • наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) – для индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) заказчика, организатора;
  • указание источника финансирования государственной закупки;
  • ориентировочную стоимость предмета государственной закупки;
  • дату и порядок предоставления сведений о предлагаемых потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товарах (работах, услугах) и ценах на них;
  • описание предмета государственной закупки, его частей (лотов) в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), а также (при необходимости) перечень документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки;
  • иную информацию, предусмотренную заказчиком (организатором) (подпункт 1.2 пункта 1постановления МАРТ № 30).

Анализ интернет- портала goszakupki.by позволяет сделать вывод, что нередко заказчики (организаторы), размещая запросы на электронных торговых площадках, включают в них требования к участникам, документы и (или) сведения для проверки требований к участникам, а также срок подачи предложений.

Требования к участникам, которые предусматриваются в запросах, включают требования, установленные пунктом 2 статьи 16 Закона № 419-З.

Такие сведения о соответствии участников требованиям пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З, помимо иных, предусмотренных подпунктом 1.4 пункта 1 постановления МАРТ № 30, включаются в справку о проведении процедуры закупки из одного источника, которая составляется по результатам проведения рассматриваемой процедуры.

Вместе с тем указание таких требований в запросах является правом, а не обязанностью заказчиков (организаторов). Поэтому запросы могут и не содержать такие требования.

При этом нормы законодательства предписывают, чтобы справка содержала определенные сведения (ч. 2 п. 3 ст. 49 Закона № 419-З, подп. 1.4 п. 1 постановления МАРТ № 30). К таким сведениям, в частности, относятся сведения о соответствии участника процедуры закупки из одного источника, с которым заключен договор государственной закупки, требованиям к участникам, предусмотренным п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.

Подтверждение требованиям п. 2 ст. 16 Закона № 419-З возможно несколькими способами. Так, например, отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней подтверждается:

  • участниками, являющимися резидентами, – путем включения в предложение заявления об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения. При этом заказчик (организатор) проверяет такие сведения через официальный сайт Министерства по налогам и сборам в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • участниками, не являющимися резидентами, – документами об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданными уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, не ранее чем на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения (п. 3 ст. 16 Закона № 419-З).

Соответствие иным требованиям, установленным абз. 5–13 п. 2 ст. 16, подтверждается заявлением участника.

Способы подачи предложения.

Запросы, как и ответы на них, направляются заказчиком (организатором) и потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты, доставки курьером, а также в иной форме, позволяющей обеспечить хранение документов и (или) сведений.

Как представляется, лица, заинтересованные в участии в процедуре закупки из одного источника, будут составлять свои предложения для участия в указанной процедуре государственной закупки исходя из информации, содержащейся в соответствующих запросах.

Срок действия предложений потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так же как и срок заключения договора государственной закупки по результатам проведения закупки из одного источника, ни Законом № 419-З, ни постановлением МАРТ № 30, ни иными актами законодательства не определены.

Иногда потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) определяют срок действия своих «коммерческих предложений» – 1 месяц, иногда и вовсе игнорируют его указание.

Поступление более выгодного предложения от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), но не в срок.

Как уже отмечалось законодательством о государственных закупках, критерии проведения процедуры закупки из одного источника определены лишь отчасти. Отсутствие императивного правового регулирования проведения указанного вида процедур государственных закупок, в частности, сроков для заключения договора после проведения процедуры закупки из одного источника, позволяет принимать во внимание в том числе предложение потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), которое поступило после истечения срока (указанного, например, в запросе), но является более выгодным для заказчика. Как представляется, приблизительные сроки подачи предложений не могут являться основанием для игнорирования более выгодного предложения.

Полагаем, что заказчики (организаторы) в данном случае должны руководствоваться принципом эффективности расходования бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, определенным в статье 4 Закона № 419-З. Указанный принцип также должен являться определяющим критерием при выборе (сравнении предложений) поставщиков (подрядчиков, исполнителей), который осуществляется на основании изучения конъюнктуры рынка.

Поступление предложений от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) выше ориентировочной стоимости предмета госзакупки.

Статья 1 Закона № 419-З содержит определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, под которой понимается общая стоимость предмета государственной закупки, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением государственной закупки, определенная с учетом конъюнктуры рынка либо на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством.

С учетом указанного определения полагаем, что в случае, когда предложения потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) выше ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг), заявленной заказчиком, решение вопроса о приобретении соответствующего предмета закупки может быть, тем не менее, принято в пределах бюджетного финансирования, предусмотренного на соответствующую государственную закупку.

Вместе с тем отсутствие финансирования является одним из оснований принятия решений об отмене государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки в ходе проведения процедуры государственной закупки, в том числе при проведении процедуры закупки из одного источника (пункт 3 статьи 27 Закона № 419-З).

Отказ от заключения договора.

До заключения договора государственной закупки при проведении закупки из одного источника потенциальный поставщик и заказчик могут отказаться от его заключения.

Так, например, в случае, когда при проведении закупки из одного источника участник отказывается от заключения договора государственной закупки, заказчик может принять решение о направлении предложения о заключении договора государственной закупки и проекта договора другому поставщику (подрядчику, исполнителю).

Указанное положение может быть предусмотрено в локальных правовых актах (например, в Положении о порядке организации и проведения государственных закупок или в Регламенте работы комиссии по государственным закупкам (если комиссия по государственным закупкам также правомочна проводить процедуру закупки из одного источника).

В отношении иных последствий отказа от заключения договора государственной закупки следует также отметить, что статья 17 Закона № 419-З содержит основания включения в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее – список), юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, на основании решения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам.

Одним из оснований для включения в указанный список юридических и физических лиц является уклонение участников-победителей от заключения договоров.

Вместе с тем, как представляется, данная норма не распространяется на процедуру закупки из одного источника, так как Закон № 419-З не оперирует понятием «участник-победитель» в отношении юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, принимавших участие в процедуре закупки из одного источника, а указывает на заключение договора с участником (абзац второй части первой пункта 1 статьи 17 Закона № 419-З).

Так, при проведении процедуры закупки из одного источника договор между заказчиком и участником заключается на условиях, согласованных сторонами (часть четвертая пункта 1 статьи 24 Закона № 419-З).

Вместе с тем по иным основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона № 419-З, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками процедуры закупки из одного источника, могут быть включены в список сроком на 2 года.

Так, при неисполнении либо ненадлежащем исполнении договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае расторжения такого договора заказчик обязан направить сведения для включения в список поставщика (подрядчика, исполнителя), являвшегося участником процедуры закупки из одного источника и с которым был заключен договор государственной закупки (часть первая п ункта 1 статьи 17 Закона № 419-З).

Так, согласно части второй пункта 13 Указа № 143 включение в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, не производится в случае, если договор государственной закупки с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением:

  • вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Наличие обстоятельств непреодолимой силы у поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует Белорусская торгово-промышленная палата в установленном ею порядке либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель);
  • в связи с изменением установленного Национальным банком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 процентов по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов либо на дату заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 25 ноября 2020 г.

Источник http://pravovsem.by/gosudarstvennaya-zakupka/

Источник https://etalonline.by/novosti/mnenie/zakupki-iz-odnogo-istochnika/

Источник

Источник

Author: tom

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *