Что такое лизинг и какие бывают виды лизинга — всё о лизинге простыми словами

Содержание

Что такое лизинг и какие бывают виды лизинга

Что такое лизинг и какие бывают виды лизинга

Прекрасной альтернативой автокредиту является лизинг, который приобретает все большую популярность на отечественном рынке, особенно у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По сути лизинг представляет собой аренду, но имеет ряд существенных отличий, которые делают его уникальным финансовым инструментом для приобретения спецтехники, оборудования, автомобилей для успешной работы организации. И хотя лизинг как и аренда предоставляет имущество в пользование, он дает право на последующий выкуп предмета лизинга после окончания срока действия договора. Таким образом, арендуемое имущество будет передано в собственность лизингополучателю.

Для приобретения желаемого автомобиля или оборудования, либо иной необходимой техники заключение лизинговой сделки является грамотным решением для руководителей любой организации. Какой именно формой сделки лизинга воспользоваться — финансовой, оперативной или возвратной для приобретения имущества и как правильно это сделать будет рассказано в данной статье понятным языком и простыми словами.

Что такое лизинг – определение

Прежде всего, необходимо уловить суть понятия самого лизинга. Лизинг — это определенный вид инвестиционной деятельности, направленный на приобретение имущества на условиях заключенного договора финансовой аренды между владельцем (лизингодателем) и клиентом (лизингополучателем), но с правом выкупа предмета лизинга. При этом лизингополучатель получает целый комплекс дополнительных услуг при оформлении сделки, так как до полного выкупа транспортного средства или оборудования владельцем является лизинговая компания. Именно на ее плечи ложатся содержание, техническое обслуживание, постановка на регистрационный учет ТС, страхование и прочие дополнительные расходы, которые несет собственник имущества.

Важно! Лизинг — это экономический инструмент, позволяющий на оговоренных в договоре условиях использовать транспортное средство лизингополучателю с правом его последующего выкупа.

Следует помнить, что окончание договора лизинга не всегда заканчивается передачей прав собственности на предмет договора, иногда лизингополучатель просто возвращает владельцу взятое в пользование имущество.

Практический смысл

Не всегда у организации или предпринимателя имеются свободные денежные активы, которые необходимы для приобретения требуемого для работы оборудования или транспортного средства. Выходом из положения является оформление лизинга, практический смысл которого заключается в возможности использования техники в работе предприятия уже после первоначального взноса. Получатель не сразу оплачивает полную стоимость приобретенного в лизинг имущества, а производит ежемесячные выплаты в установленный договором срок. При этом лизингодатель также предоставляет полный комплекс услуг, самостоятельно выполняя как собственник транспортного средства следующие действия:

  • заключает сделку купли-продажи автомобиля с автодилером;
  • осуществляет постановку ТС на учет;
  • оформляет договор страхования по полису ОСАГО или КАСКО;
  • занимается содержанием и обслуживанием ТС;
  • осуществляет выплаты в ПФ и ИФНС.

Обратите внимание! Исключительной особенностью лизинга, тем более выгодной для предприятия малого и среднего бизнеса, является наличие минимальной налоговой ставки и ускоренной схемы амортизации автомобиля, что позволяет сэкономить и использовать денежные средства на развитие организации.

Основные виды лизинга – ТОП-3 популярных вида

Существуют несколько разновидностей лизинга, но основными видами, пользующимися популярностью как у юридических лиц и предпринимателей, так и у частных лиц являются финансовый, оперативный и возвратный. Рассмотрим данные виды лизинга подробнее.

Вид 1. Финансовый

Схема данной лизинговой сделки представляет собой трехстороннюю организацию процесса: лизингодатель заключает сделку купли-продажи с автодилером и поставляет приобретенное имущество в пользование лизингополучателю. При этом финансовый лизинг подразумевает под собой отношения сторон, которые в течение действия заключенного между ними договора обязуются исполнить оговоренный действия.

Обратите внимание! При финансовом лизинге лизингодатель обязуется предоставить выбранную технику получателю, а получатель должен производить лизинговые платежи в период действия договора, которые покрывают полную стоимость амортизации приобретенного оборудования либо его большую часть, а также дополнительные расходы.

При данном виде лизинга лизингодатель, отдавая в пользование предмет лизинга, возвращает стоимость имущества и получает прибыль. Таким образом, лизингополучатель при данном виде лизинга получает оборудование на длительный срок с последующим его приобретением, а лизингодатель возвращает убытки и приобретает прибыль.

Вид 2. Оперативный

Оперативный лизинг подразумевает выполнение таких же действий от лизингополучателя и лизингодателя с одним лишь исключением — приобретенное в собственность лизинговой компанией транспортное средство после окончания договора лизинга возвращается лизингополучателем обратно, а не переходит в собственность. Таким образом, оперативный лизинг представляет собой арендные отношения между сторонами, при которых расходы лизингодателя не покрываются арендными платежами в период действия лизингового соглашения. Оперативный лизинг предоставляется обычно сроком от трех до шести месяцев.

Вид 3. Возвратный

Зачастую организации обращаются к лизингу с целью снижения налоговой нагрузки. Так, при возвратном виде лизинга организация может выступать и как лизингодатель, и как лизингополучатель. Схема действия достаточна проста: организация, являющаяся собственником имущества, продает его лизинговой компании, у которой и берет данное имущество на условиях финансовой аренды. При этом организация может воспользоваться всеми налоговыми преференциями, которые предоставляются при покупке транспортного средства в лизинг юридическим лицам. Также предприятие получает оборотные средства в течение действия договора лизинга, которые может затратить на развитие своей деятельности.

Другие виды лизинга

Помимо трех основных популярны видов лизинга, различают следующие:

по степени риска:

  • необеспеченный лизинг, при котором лизингополучатель не обеспечивает другую сторону дополнительными гарантиями;
  • частично обеспеченный, предусматривающим наличие страхового депозита;
  • гарантированный, при котором риски распределены между несколькими участниками, одновременно являющимися гарантами получателя.

по характеру форм расчетов между лизингополучателем и лизингодателем:

  • денежные, когда платежи осуществляются в денежном эквиваленте;
  • компенсационные, когда платежи производятся в форме предоставления товаров, произведенных на сданном в лизинг оборудовании;
  • смешанные, когда предусматривается оплата посредством и товаров, и в денежной форме.

по типу имущества:

  • лизинг недвижимости (здания, строения, жилые помещения и прочее);
  • лизинг движимости (спецтехника, автомобили, грузовая техника, самосвалы, экскаваторы и другое), в том числе б/у.

Как работает лизинг – главные этапы лизинговой операции

Использование лизинговых схем при приобретении авто дает возможность организациям и предпринимателям не изымать существенных средства из оборота, а также максимально быстро получить необходимое оборудование, спецтехнику либо коммерческий транспорт на выгодных условиях. Механизм заключения лизинговой сделки на покупку требуемой техники предусматривает несколько этапов.

Этап 1. Выбор объекта лизинга и компании

Клиент самостоятельно выбирает поставщика предмета лизинга либо выбирает из предложенного лизинговой компанией списка поставщиков, определяет условия сделки, которые включают: параметры автомобиля, марку, цену, условия поставки, полную комплектацию и др. Если лизингополучателем является юридическое лицо, то поиском оптимального варианта занимается финансовый отдел.

Этап 2. Изучение условий лизинга и предварительное согласование

После первого этапа, когда получатель определился с выбором, он предоставляет данную информацию лизинговой компании и оговаривает условия сделки. Важно определить следующие позиции:

  • сумму предстоящего авансового платежа;
  • размер и график ежемесячных платежей;
  • условия окончания сделки и ответственность сторон.

Если условия устраивают обе стороны, то клиент предоставляет необходимый пакет документов и заявку, а лизинговая компания уже принимает решение о предоставлении транспортного средства в лизинг.

Этап 3. Составление договора лизинговой сделки

Для составления договора лизинга получателю требуется предоставить пакет документов, включающий:

  • заявку на приобретение авто в лизинг;
  • бухгалтерскую отчетность за последние три года, для физических лиц такой отчетностью выступает справка о доходах по форме 2-НДФЛ;
  • копия паспорта получателя или руководителя компании.

Для организаций и предпринимателей так же потребуется:

  • справка из банка об оборотах компании по счетам за прошедший год;
  • информационное письмо об организации.

При составлении договора лизинговой сделки также требуется договор с поставщиком техники и страховка объекта лизинга. Данный список не полный, так как каждая лизинговая компания может дополнительно попросить предоставить другие документы.

Этап 4. Первый взнос и поставка имущества

После заключения соглашения с лизинговой компанией, лизингополучатель вносит авансовый платеж и получает во владение необходимое оборудование либо транспортное средство, которое может использовать по своему назначению незамедлительно. При этом право собственности на предмет лизинга на весь период сделки остается за лизингодателем, который и будет нести расходы на его содержание и обслуживание. Поставку имущества по договору лизинга осуществляет лизингодатель.

Этап 5. Эксплуатация объекта и приобретение в собственность

Эксплуатация приобретенного в лизинг оборудования возможна уже после первоначального взноса. Стоит помнить, что если лизингополучатель не вносит своевременно оговоренные договором платежи, то лизинговая компания вправе изъять такое имущество без судебного разбирательства. При этом если условия сделки выполняются неукоснительно, право собственности после окончания срока договора переходит к лизингополучателю, который оплатит остаточную стоимость приобретенного транспортного средства.

Лизинг или кредит – в чем разница и что выгоднее

Учитывая, что покупка автомобиля зачастую приводит к трудному выбору между лизингом и автокредитом, рассмотрим преимущества и недостатки этих вариантов. Используя такой финансовый инструмент как кредитование, покупатель сразу выбирает понравившийся автомобиль и оплачивает благодаря займу полную стоимость транспортного средства, становясь его собственником. Но при этом заемщик, хоть и владеет теперь транспортным средством, берет на себя все расходы по его содержанию, постановке на регистрационный учет, техническому обслуживанию, оформлению страховки, уплату транспортного налога и другие расходы. Стоит учесть, что также ему предстоит вносить фиксированную сумму ежемесячно в счет уплаты долга по кредиту, а такая покупка не принесет ему никаких налоговых льгот. Так как договор кредита на покупку автомобиля является целевым, то приобретенное имущество становится залоговым. Данный вид покупки выгоден может быть только для физических лиц, и только тех, кто может пройти строгие требования банка.

Как же обстоит дело с лизингом в таком случае? Учитывая, что зачастую организации приобретают дорогостоящий коммерческий транспорт и технику для специализированных работ, то при автолизинге обслуживание будет производится за счет лизинговой компании, как и остальные дополнительные расходы (оформление страховки, постановка ТС на регистрационный учет). Лизингодатель является собственником автомобиля, а соответственно, балансодержателем, что позволяет организации-получателю избежать увеличение налогов и перенаправить финансы на развитие бизнеса. В бухгалтерской отчетности лизингополучателя такая покупка будет записана в графе расходов, следовательно, и транспортный налог взиматься не будет. Также лизинговая сделка дает возможность получить налоговые льготы и применить ускоренную амортизацию с трехкратным коэффициентом, который в итоге сильно удешевит выкупную стоимость транспортного средства.

Обратите внимание! Лизинговая сделка заключается на более длительный срок, чем при автокредитовании, и дает возможность клиенту разработать удобную схему погашения, которая включает индивидуальные особенности бизнеса.

Распределение выплат при покупки авто в лизинг может осуществляться как с учетом пожеланий клиента, так и равномерно.

Таким образом, приобретение транспортного средства на условиях финансовой аренды зачастую выгодно именно для организаций и предпринимателей.

Пример

Приведем пример, чтобы наглядно показать, какой способ покупки авто наиболее выгоден — автокредит или автолизинг. При равных условиях: выбран автомобиль с начальной стоимостью в 690 тыс. рублей.

Автокредит Автолизинг
Стоимость автомобиля 690 тыс. рублей 690 тыс. рублей
Проценты 15% 15%
Срок действия договора 36 месяцев 36 месяцев
Авансовый платеж в размере 20% 138 тыс. рублей 138 тыс. рублей
Ежемесячный платеж 19.135 рублей 21.906 рублей
Переплата по процентам 135 тыс. рублей 235 тыс. рублей
Общая сумма выплат, включая авансовый платеж 826 тыс. рублей 926 тыс. рублей
Остаточный платеж для полного выкупа отсутствует отсутствует
Итоговая сумма при переходе автомобиля в собственность 826 тыс. рублей 926 тыс. рублей

Но стоит учитывать, что все расходы по содержанию автомобиля, включая оформление страховки, несет при автокредитовании владелец автомобиля (т.е. покупатель). Учитывая, что машина при лизинге возвращается после окончания договора обратно лизингодателю, то ежемесячный платеж ниже на 38%, чем при автокредитовании. Если же лизинг предполагает выкуп автомобиля, то сделка обойдется в 1 миллион 33 тысячи 440 рублей. Безусловно, такой подход экономически нецелесообразен для физических лиц. Но вот для организаций и предпринимателей, которые могут вернуть благодаря налоговым преференциям до 46% стоимости автомобиля, такая покупка является финансово выгодной.

Как правильно выбрать лизинговую компанию

Во многом целесообразность лизинговой сделки зависит от того, насколько грамотно получатель выберет лизинговую компанию. Зачастую для привлечения клиентов такие компании используют уникальные лизинговые схемы, которые на первый взгляд могут показаться очень выгодными. Но не только указанные предложения определяют, насколько хороша и стабильна данная компания. Прежде всего, стоит отметить ряд факторов, на которые следует обратить внимание:

  1. Просмотреть историю компании, ее существование на рынке, опыт работы.
  2. Изучить сделки, обращая внимание на количество, которые данная компания ведет и уже закрыла.
  3. Оценить размеры компании по ее филиалам, квалификации ее работников, общему штату.
  4. Обратить внимание на доступность услуг для клиентов, на гибкость и открытость в их предоставлении.
  5. Изучить ограничения по условиям лизинга.
  6. Провести сравнительную характеристику с другими компаниями.

При проведении данного исследования необходимо обращать внимание не только на выгодные условия, которые готова предоставить компания, но и на штрафные санкции, которые данная сделка может принести.

Резюме

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что лизинг является на данный момент прекрасной альтернативой кредиту, особенно касается это молодых предприятий, которые только начинают развитие своего бизнеса и не могут изымать существенные денежные активы из оборота компании. Учитывая, что для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрены налоговые льготы, позволяющие существенно сэкономить и направить свободные денежные ресурсы на повышение эффективности деятельности предприятия, лизинг является прекрасным выбором.

Финансовая сфера

Деловой журнал Банковское обозрение №09 Сентябрь (271)/2021

Банковские кредиты все еще остаются основным источником финансирования лизинговых компаний,но нормативы на одного заемщика не дают банкам разогнаться в их энтузиазме по отношению к дочернему лизингу. А самим лизинговым компаниям становятся все интереснее услуги инвестиционного банкинга, которые можно получить не толькоу материнского банка, — облигации, кредитные ноты, секьюритизация активов — вплоть до IPO.

Яблоко от яблони недалеко падает

Значительная часть лизинговых компаний в России возникла изначально как дочерние подразделения банков. Многие из них стали потом независимыми фирмами, однако, даже обретя формальную самостоятельность, многие лизинговые компании остаются крепко привязанными к банку, так как нуждаются в значительном объеме кредитных ресурсов. Эти средства направляются на приобретение имущества, которое и предоставляется лизингополучателям (клиентам) на условиях финансовой аренды. Для быстрого развития бизнеса собственных средств компании, как правило, не хватает, и таким образом лизинговые компании попадают в категорию клиентов кредитных институтов.

Заместитель генерального директора компании «Локат Лизинг Руссия» Дмитрий Шабалин рассказал «БО» о двух основных формах сотрудничества лизинговых компаний и банков. Первая — когда банки служат основным источником кредитных средств для лизинговых компаний. Это верно как для фирм, которые являются дочерними предприятиями банков, так и для независимых лизингодателей. Вторая форма сотрудничества — привлечение кредитной организацией своих клиентов для лизинговой фирмы. Подобная схема работы характерна для игроков рынка финансовой аренды, которые являются банковскими «дочками». «У всех «банковских» лизинговых компаний доля клиентов, которые привлечены кредитным институтом, составляет как минимум половину портфеля сделок», — уверяет Дмитрий Шабалин.

В зависимости от степени самостоятельности дочерней лизинговой компании материнский банк может обеспечивать лизингодателя дополнительными услугами: администрированием текущих сделок, проверкой потенциальных клиентов, юридическим сопровождением. В некоторых случаях кредитная организация выступает для лизинговой фирмы клиентом-лизингополучателем. В основном это касается сделок финансовой аренды автомобилей и банковского IT-оборудования.

От кредитов до IPO

«Среди всех перечисленных вариантов сотрудничества на первом месте, естественно, находится прямое банковское кредитование, — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). — Однако его размер ограничен нормативом Банка России». Банк может кредитовать одного заемщика на сумму, не превышающую 25% от собственного капитала кредитной организации. Когда этот лимит исчерпывается, банкам и лизинговым компаниям приходится изобретать другие способы финансирования. Выходом может стать как дробление дочернего лизингового бизнеса, создание целой группы дочерних лизинговых компаний, так и организация синдицированного кредитования или выпуска ценных бумаг. Есть у банкиров и другие способы найти деньги для лизингодателя, например, выход на фондовые рынки, участие в подготовке секьюритизационных схем, организация IPO. По словам специалистов лизинговой компании «Центр-Капитал», зачастую для средней лизинговой компании банк выступает как незаменимый финансовый консультант и помощник в организации привлечения западного финансирования и подготовке CLN (Credit Linked Notes, еврооблигации-кредитные ноты. — Прим. «БО»).

По словам финансового директора компании «ВКМ-Лизинг» Дениса Махова, вексельные программы и облигационные займы наиболее актуальны для независимых или быстрорастущих компаний, за которыми не стоят финансовые институты или нет мощной поддержки со стороны производителя. Например, если на начальном этапе развития фирма «ВКМ-Лизинг» активно пользовалась поддержкой компании «Рузхиммаш», то сейчас для сохранения существующих темпов развития лизингодателю придется выходить на фондовый рынок.

Кредит для лизинга — свидетельство слабости или надежности?

Руководители лизинговых компаний согласны в том, что банковские кредиты остаются одним из самых популярных способов привлечения средств, однако расходятся в оценке компаний, которые преимущественно пользуются кредитами. «Любая рыночная компания использует прежде всего банковские кредиты для финансирования реализуемых лизинговых проектов», — уверяет финансовый директор компании «Глобус-Лизинг» Павел Коржавин. Денис Махов («ВКМ-Лизинг») считает, что кредиты в банках — это традиционный способ привлечения денежных средств для лизинговых компаний с целью финансового обеспечения сделок. «Ссуды или использование кредитных линий является эволюционным элементом развития любой лизинговой компании», — объясняет эксперт. Когда компания полностью выбирает установленный банком-партнером лимит, она или останавливается в росте, чего, как правило, не происходит, или ищет финансирование иного рода. Это неизбежный этап, так как требуется чем-то заместить привлеченные кредиты и высвободить установленные банковские лимиты. Чтобы иметь возможность развиваться, лизинговой компании необходимо использовать весь спектр финансовых инструментов для привлечения заемных средств (векселя, облигации, секьюритизация, IPO).

Эксперты расходятся и в оценках доли банковских кредитов в общей массе займов лизинговых фирм, но большинство из них согласно с тем, что этот показатель не опускается ниже 60%. По словам финансового директора компании «Скания Лизинг» Александра Рябчинского, сейчас кредиты банков являются основным источником финансирования российских лизинговых компаний и составляют до 90% в общей массе полученных заемных средств. Конечно, есть и исключения, отмечает эксперт. У некоторых компаний, как правило, аффилированных с госструктурами, значительную долю финансирования может составлять уставный капитал или облигационные займы.

Финансовый директор компании «Стоун-XXI» Владимир Панибратец более сдержан в оценках. Он полагает, что доля кредитов составляет около 80% в общем объеме заемного финансирования лизинговых компаний. А Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») говорит о еще меньшей доле ссуд — 60% от размера источников формирования пассивов лизинговой компании. Однако эксперт отмечает, что остальные источники денег (авансы лизингополучателей, коммерческие кредиты поставщиков, собственные средства лизингодателя) играют значительно меньшую роль.

Статистика упоминания слова «лизинг»

в российских печатных СМИ за последние 10 лет

Кредиты популярные и недоступные

На лизинговом рынке часто говорят о том, что есть масса альтернатив банковским кредитам — облигации или секьюритизация обязательств клиентов. Только вот освоить такие способы получения финансирования многим лизингодателям, особенно небольшим фирмам, до сих пор не по силам. У кого-то кредитный рейтинг клиентов не достаточно высокий, кто-то не может найти специалистов, чтобы провести сделку. Поэтому банковский кредит остается пусть не самым дешевым (в среднем кредиты выдаются под 14%), зато отработанным и доступным способом найти деньги.

По мнению специалистов компании «Центр-Капитал», ситуация вряд ли изменится, и в ближайшем будущем кредиты сохранят свою популярность. Ведь несмотря на то, что тот же выпуск облигаций — это далеко не новый способ достать деньги, число лизинговых компаний, выпустивших такие ценные бумаги, на сегодняшний день очень и очень мало. Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») тоже считает, что существенного сокращения банковских кредитов, предоставленных лизинговым компаниям, не произойдет. Во-первых, их просто нечем заменить, особенно в условиях постоянного роста объема лизингового рынка, а для лизинговых компаний это самый легкий путь привлечения заемных средств. Во-вторых, у многих российских банков сегодня существует реальная проблема размещения своих свободных средств, а лизинговый бизнес является довольно надежным вариантом их инвестирования.

Впрочем, и банковские кредиты лизинговым компаниям не всегда даются легко. Конечно, проще всего получить ссуду кэптивным лизинговым фирмам. А вот если в банк обращается независимый лизингодатель, процесс получения ссуды значительно усложняется. Далеко не все кредитные организации адекватно оценивают лизинговые фирмы, пытаясь привязать финансируемые контракты к какому-то виду производства. Поэтому число банков, готовых кредитовать операции финансовой аренды, ограничено, как и объемы займов, которые могут привлечь лизинговые компании. Это связано не только с ограничениями у банков, но и с территориальными требованиями. Например, многие кредитные организации отказываются выдавать ссуду, если лизингодатель или его клиент располагаются в другом регионе.

«Капризы» банкиров имеют объяснение. «Нормативные акты, регулирующие работу банков, не в полной мере адаптированы к условиям лизинговой деятельности, — рассказывает Денис Махов («ВКМ-Лизинг»). — В частности, коэффициентный анализ, который применяется при кредитовании промышленных предприятий, нельзя использовать для лизинговых компаний». Поэтому, несмотря на то, что лизингодатель показывает растущие показатели, банки, опираясь на нормативные акты, помещают компанию в категорию рискованных и низкоклассных клиентов, со всеми вытекающими последствиями (повышение ставки, снижение сроков финансирования).

Но даже если не брать во внимание факт несовершенства нормативной базы, то банкам все равно довольно сложно принять решение о выдаче кредита лизингодателю «со стороны». В случае неплатежей по ссуде с дочерней фирмой разобраться будет просто. А сторонняя организация может повести себя совершенно непредсказуемо, как и ее клиент, под контракт с которым выдавалась ссуда. «Главная проблема при кредитовании лизингодателей — это степень кредитного риска», — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). Ведь лизинговая компания не сама по себе генерирует выручку, достаточную для погашения банковского кредита, — это делает лизингополучатель. Поэтому, предоставляя ссуду лизинговой фирме, банк принимает на себя не только кредитный риск заемщика-лизингодателя, но еще и риск конечного пользователя средств — лизингополучателя. «При совершении некрупных лизинговых сделок анализ банком лизингополучателя экономически неэффективен — это снижает возможность финансирования таких сделок, — отмечает Владимир Панибратец («Стоун-XXI»). — Кроме того, кредитные организации иногда требуют поручительство лизингополучателя, на что последние идут не всегда охотно». Однако такой скрупулезный подход банкиров приносит свои плоды. «Пока доля сомнительных долгов в российском лизинговом секторе значительно меньше, чем доля проблемных банковских кредитов в остальных отраслях», — отмечает Дмитрий Шабалин.

Еще одним серьезным препятствием в предоставлении кредитов сторонним лизингодателям для банков, по словам заместителя генерального директора компании «Экспо-лизинг» Татьяны Шульги-Морской, является непрозрачность лизингополучателей. Это приводит к тому, что банк долго рассматривает и оценивает проекты, под которые запрашивается кредит, и заставляет предоставлять огромное количество документов как лизингодателя, так и лизингополучателя. А вот Александр Рябчинский («Скания Лизинг») уверен, что главная трудность — размер и имя лизинговой фирмы. Чем фирма больше и известнее, тем лучше условия, которые банки могут ей предложить. А вот маленьким компаниям придется потрудиться, чтобы доказать банку свою надежность. Кроме того, по словам финансового директора лизинговой компании «Каркаде» Алексея Смирнова, лизинговые фирмы, не входящие в банковско-промышленные группы, при привлечении финансовых ресурсов через банк сталкиваются с наличием в его структуре компании-конкурента, что иногда серьезно осложняет ситуацию.

Формы сотрудничества банков и лизинговых компаний

Упражнение для инвестиционного банкира

Лизинговые компании, которые специализируются на финансовой аренде имущества, как правило, не имеют в штате специалистов, способных, например, организовать выпуск внутренних облигаций или евробондов. В этом деле лизинговые фирмы часто пользуются помощью банкиров. Банки могут и сами выступить с той или иной инициативой. Причем если лизингодатель тесно связан с банком, то поле для деятельности расширяется. Например, на базе сотрудничества инвестиционного банка «КИТ Финанс» и его дочерней лизинговой компании «Магистраль Финанс», а также фирм «Инвестиционный партнер» и «Объединенные инвесторы», была реализована первая сделка по секьюритизации лизинговых обязательств. Она позволила лизингодателю получить большой объем средств — 12,57 млрд рублей на выгодных условиях (под 7,875% годовых). Основной смысл схемы заключался в том, чтобы собрать в единый пул (пакет) обязательства по лизинговым контрактам Российских железных дорог, далее перепродать их иностранной компании специального назначения — Red Arrow International Leasing PLC, которая выступит эмитентом облигаций.

Как рассказал генеральный директор лизинговой компании «Магистраль Финанс» Константин Яковлев, сделка имела сложную структуру, как и любой процесс секьюритизации активов, который сам по себе достаточно трудный и дорогостоящий. Ведь в нем участвует много звеньев: оригинатор, основной и запасной сервисные агенты, андеррайтеры, управляющий денежными средствами, юрисконсульты, платежный агент, рейтинговое агентство. Вряд ли «Магистраль Финанс» была бы в состоянии организовать выпуск бумаг без поддержки материнского инвестбанка. Интересно, что и сама кредитная организация изначально рассматривала лизинг как вариант структурного финансирования. По словам управляющего директора банка «КИТ Финанс» Максима Цыганова, его организации было важно найти новый сегмент рынка, где он смог бы предложить структурные продукты как инвестиционный банк. То есть не только поддерживать дочернюю лизинговую фирму собственными вливаниями, но и помочь ей получить дополнительные средства на развитие по низкой цене и на долгий срок. Для этого как раз подошла схема секьюритизации лизинговых обязательств.

Структура источников финансирования деятельности лизинговых фирм

Дорога в светлое будущее

Сейчас на российском рынке финансовой аренды самостоятельных компаний стало больше, чем «банковских» лизингодателей. Однако этот факт не мешает укреплению и развитию сотрудничества лизинговых фирм и банкиров. В компании «Центр-Капитал» считают, что со временем заинтересованность банков в лизинговых компаниях как в клиентах будет повышаться. Ведь игроки рынка финансовой аренды — это крупные клиенты и заемщики. Да и лизингодатель, как правило, приходит в кредитную организацию не с пустыми руками, а со своими клиентами, которые в будущем могут начать работать и с самим банком.

Павел Коржавин («Глобус-Лизинг») прогнозирует, что в дальнейшем произойдет упрощение процедур кредитования лизинговых компаний. При этом получат развитие скоринговые подходы. Кроме того, банки станут активнее участвовать в организации облигационных выпусков лизинговых фирм.

Татьяна Шульга-Морская («Экспо-лизинг») считает, что лизинговые компании будут организовывать все более и более сложные проекты, требующие тесного взаимодействия с кредитующим банком и совместной работы по организации финансирования. Те лизингодатели, которые сейчас работают только с одним финансовым институтом, по мере роста бизнеса будут расширять список банков-партнеров, что вызовет увеличение конкуренции между кредитными организациями за интересные лизинговые проекты.

Что касается альтернативных кредитованию инструментов привлечения финансирования, то здесь опрошенные «БО» эксперты тоже были единодушны. Они полагают, что все большее количество лизингодателей будет обращаться к помощи банков для размещения своих векселей и облигаций, а интерес лизинговых компаний к новому и перспективному для них направлению — секьюритизации, а также выходу на рынок через IPO, значительно возрастет.

Трудности, которые встают на пути сотрудничества лизинговых компаний и кредитных организаций:

Источник https://www.ileasing.ru/about/clients/on-leasing/detail/chto-takoe-lizing-i-kakie-byvayut-vidy-lizinga/

Источник https://bosfera.ru/bo/bank-i-lizingovaya-kompaniya-brak-po-raschetu

Источник

Источник

Author: tom