Содержание
Что такое бюджетные инвестиции
В данной статье мы разберем термин «бюджетные инвестиции». Расскажем, какие формы бюджетных инвестиций существуют, для чего они используются и как работают.
Введение
Термином «бюджетные инвестиции» называются средства, которые государство вкладывает в различные проекты, увеличивая тем самым стоимость принадлежащего ему бюджетного имущества. Данные инвестиции делаются не просто так: за их счет предприятия и компании повышают свою эффективность, расширяют производство, создают новые направления, выходят на новые рынки и пр. Прибыль от этих вложений государство получает в виде акций (при инвестировании государство получает либо часть акций, либо контрольный пакет в зависимости от условий сотрудничества).
Суть термина
Инвестициями государства называют денежные вливания, которые делаются в компании с целью улучшения ее показателей. Причем показатели не обязательно должны быть финансовыми, они могут быть социальными, интеллектуальными, оборонными и пр. То есть рассматривать слово инвестиции в его классическом экономическом смысле тут нельзя. В классической экономике инвестиция означает вложение денег с целью получения прибыли, то есть вложение суммы ххх с целью получения ххх плюс некое значение, отличное от нуля. У государства подобная задача не ставится, хоть и подразумевается: например, правительство может решить сделать вливания в космонавтику, чтобы поднять рейтинг страны, продвинуть вперед науку и производство, то есть прямой цели в обогащении нет. Или же государство может заказать постройку новых танков, чтобы улучшить свою обороноспособность.
Инвестиции могут быть разными, например, капитальными, которые делаются в основной капитал, то есть могут быть потрачены на проведение реконструкции предприятия, на переоснащение и закупку нового оборудования, на постройку новых цехов, на разработку новых проектов и пр. Вложения делаются не просто так, а под какие-то конкретные цели и задачи, достигнуть которые необходимо к конкретному времени. Эти требования выдвигаются в инвестиционном проекте, который согласуется и утверждается двумя сторонами: инвестором и получающим помощь лицом (компанией).
Виды вложений
Существует несколько типов вложений. Вы должны понимать разницу между ними, чтобы суметь составить правильный проект и получить необходимые вам для развития денежные средства. Перечислим, по каким конкретно параметрам отличаются инвестиции:
- По типам объектов.
- По срокам инвестирования.
- По тому, из каких бюджетов происходит перечисление.
- По форме собственности у компании.
- По территориальным признакам и сферам экономики.
- По возможности государства участвовать в управлении проектом.
Также инвестиции можно разделить на реальные и финансовые. Первые относятся к капиталообразующим и могут быть как материальными, так и нематериальными. Соответственно, материальные вкладываются в объекты, которые можно пощупать: инструменты, недвижимость, транспортные средства и пр. Нематериальные являются интеллектуальными, они делаются в патенты, документацию, лицензии, подготовку кадров и пр. Вторые подразумевают вложения в ценные бумаги или депозитные вклады. Они могут быть прямые, портфельные и пр.
Прямыми называют вклады в покупку акций различных компаний, представленных на рынке, и их основная задача — это получение доступа к управлению и получение дивидендов. Портфельными называются вклады, которые делаются в ценные бумаги с целью получения прибыли. Это может быть приобретение долговых бумаг, векселей, паев и пр. Основное различие между вкладами в том, что прямой подразумевает покупку больше 10% акций или уставного капитала для управления компанией, а портфельные — меньше 10% без вмешательства в управление.
Как получить инвестиции
Теперь, когда вы знаете, что такое бюджетные инвестиции, рассмотрим, как их можно получить. Для этого ваша компания должна оформить пакет документов, в который в обязательном порядке должны входить:
- Документация по инвестиционному проекту.
- Экономическое обоснование для вложения.
- Технологическое обоснование по расходованию средств.
- Соглашение между исполнителем и заказчиком (компанией и государством).
- Документы, которые прописывают процедуру передачи активов.
То есть, по сути, вам необходимо составить детальный бизнес-план, обосновав, почему именно бюджет должен перечислить вам какие-то деньги. И если для госкомпаний получить инвестиции проще, то частнику, скорее всего, придется передавать контрольный или весомый пакет акций в пользу государства (муниципалитета).
Во что могут делаться вклады
Государство может распоряжаться деньгами только в рамках закона. При этом закон регламентирует, что получить бюджетные средства могут только муниципалитеты, государственные предприятия, бюджетные организации и частные компании. Передача осуществляется за счет государственного заказа, а основная задача — повышение капитала объекта вливания и их конечной стоимости. Соответственно, государство получает право собственности в компаниях, в которые оно сделало вливания, в размере сделанного вклада, наращивая национальные активы.
При получении инвестиций частниками они проходят по статье «бюджетные инвестиции юрлицам». Их смысл в том, что государство создает партнерство с частным бизнесом, вкладываясь в его уставной фонд и получая возможность управлять компанией (или влиять на политику руководства). Соответственно, государство будет получать прибыль, которая будет высчитываться в зависимости от доли вложений в уставной фонд. Управлять юрлицом в данном случае будет какой-то госорган, например, региональные власти или муниципалитет.
Чтобы вклады были сделаны, проект должна оформить инвестиционная комиссия, затем государственная комиссия и правительство РФ. Суммарная доля частного капитала в проекте должна быть более 35 процентов (при условии, что это частная компания, разумеется, что в бюджетных предприятиях частные деньги не используются).
Внимание: инвестиционные и государственные комиссии рассматривают только те проекты, ценность которых больше пяти миллиардов рублей. Меньшие проекты их не интересуют.
Комиссия проводит отбор по следующим параметрам:
- Насколько проект важен для государства.
- Насколько проект интересен по экономическим показателям.
- Насколько он интересен государственному бюджету.
- Будет ли вложение иметь финансовую рентабельность.
При принятии решения комиссии изучают отрасль и имеющиеся в ней проекты, анализируют количественные аспекты и то, насколько проект важен для экономики РФ.
Откуда берутся деньги
Для реализации проектов государство использует бюджетные деньги, которые находятся в федеральном казначействе. Именно оно накапливает на своих счетах средства, которые в будущем будут на что-то направлены. Но кроме финказначейства вложения могут осуществляться и из других источников:
- Муниципальные и областные бюджеты.
- Государственные финансовые заведения (банки).
- Государственные фонды и кредитные компании.
Примечательно, что вложиться параллельно с государством в проект могут и частные лица, которые наблюдают за процессом. Это не запрещено делать, но компания должна подписать соответствующие документы и контракты. Более того, даже в один проект могут быть направлены финансы из разных госисточников, например, часть из казначейства, а часть из местного бюджета. Соответственно, работать с этими деньгами и отчитываться по ним нужно перед каждым вкладчиком по отдельности.
Вложения в бюджетные органы
Как мы уже писали выше, бюджетные инвестиции это способ нарастить общую стоимость госимущества. Традиционно они делаются в муниципальные и государственные предприятия, чтобы увеличить их стоимость. Как правило, деньги направляются на следующие цели:
- Постройка различных муниципальных и государственных структур.
- Покупка оборудования или недвижимости для подобных структур.
- Создание фондов, которые поддерживают работу госорганов.
- Реконструкция или капитальное восстановление объектов недвижимости.
- Поддержка работоспособности спортивных объектов.
- Расширение и поддержка муниципальной жилплощади.
- Телекоммуникационные системы и индустриальные объекты.
Вложения в частные компании
Государство имеет полное право делать вложения в частные компании для того, чтобы поддержать предпринимателей, улучшить инвестиционный климат и получить доход. Конечно, рассчитывать на подобное сотрудничество малому и среднему бизнесу не стоит: практика показывает, что вливания в основном делаются в крупные предприятия. Обычно сотрудничество происходит как партнерство между частной компанией и государственным предприятием. Деньги перечисляются в основной фонд, соответственно, прибыль не получается.
Внимание: при передаче ресурсов задействуются муниципальные компании, которые являются посредниками, контролируя справедливость распределения. Все вложения делаются целевыми и под конкретные проекты.
Как правило, при таком сотрудничестве создается новое юридическое лицо, в устав которого вносятся соответствующие параграфы. Подобный симбиоз государственных и частных компаний двигает индустрию вперед, позволяет эффективно распределить вложения и выбрать вектор движения отрасли.
Учет вкладов
Учет вкладов и их отражение в бухгалтерском учете ведется различным способом: многое зависит от региона, в котором совершается процесс. Как правило, деньги выдаются на основании контракта, который подписывается между двумя сторонами. Для контроля за эффективностью и целевым использованием инвестиций были созданы специальные инструкции. Так, деньги получают статус субсидии и перечисляются на счет компании. Соответственно, компания оприходует их и зачисляет на баланс. Их обеспечение проводится по следующей схеме:
- Государственный заказчик переуступает права на актив.
- Две стороны заключают контракт или соглашение.
- Производится перечисление денежных средств по программе предоставления дотаций.
Внимание: процедура регламентируется Минфином РФ и изданным им письмом №02-06-07/5397 от 2010 года. В данном документе имеется таблица соотношения счетов, помогающая создавать отчетность.
Отметим, что руководство или бухгалтерия компании должно строго соблюдать эти рекомендации. И если для бюджетных компаний допустимы легкие ошибки или нарушения, то в частных их лучше не допускать, чтобы не столкнуться с санкциями или внеочередными проверками. Компания должна регулярно отчитываться за полученные средства и вести учет поступлений согласно традиционной схеме.
Как вклады влияют на экономику
Последние исследования показывают, что большинство государственных и частных компаний нуждаются во вливаниях и капитальных вложениях. Инвестирование, как правило, направляется на военные нужды, а также на решение экономических и общественных вопросов. Также делаются вклады и в отраслевые компании, что позволяет им развиваться и приносить в бюджет больше денег. Основными приоритетами для России считается энергетика, сельское хозяйство и военная промышленность, поэтому и деньги направляются в эти сферы.
Если рассматривать реальную экономику, то можно увидеть, что если нет инвестиций в страну, отрасль или предприятие, то она приходит в упадок. Поэтому государство необходимо привлекать для работы с интересными проектами, тем более в нынешний кризис, который разразился после 2014 года. Но реальность такова, что Минфин старается вкладывать деньги не в местные компании и предприятия, а в ценные бумаги других государств. Да, так он сохраняет финансы и минимизирует риск потери, но при этом целые отрасли постепенно деградируют из-за отсутствия необходимых вложений, что может привести к финансовому коллапсу всей системы.
Что такое бюджетные инвестиции
Основополагающей задачей любой страны в экономической сфере является достижение устойчивого развития. Для этого необходимо осуществлять целенаправленную политику. В свою очередь, стремление государства регулировать рыночные процессы может повлечь за собой обратный эффект. В условиях жестких ограничений в экономике, бизнес не сможет развиваться естественным образом. И наконец, кризису ничего не останется, кроме как расправить плечи, возложив на себя небосвод хаоса и анархии.
Но мировая практика показывает, что без участия государства, о каком-либо успешном экономическом развитии не может быть и речи. Прежде всего, опыт Азиатских тигров демонстрирует то, что государственная инвестиционная политика способна поддержать приоритетные направления народного хозяйства и создать благоприятные условия для иностранного капитала.
Бюджетные инвестиции, как инструмент регуляторной политики, предусматривает вложение капитала в юридическое лицо. Впоследствии, государство становится собственником или акционером инвестируемого предприятия. Таким образом, происходит целенаправленное финансирование необходимых в стимулировании секторов экономики.
6 Важность государственных ассигнований для экономики
Государство обеспечивает экономике необходимую финансовую инфраструктуру и занимается обеспечением социального и культурного благополучия населения. Если внутри страны созданы все необходимые условия, то экономика становится живее. К примеру, частный капитал важен для развития спекулятивных инвестиций, которые поддерживают здоровый круговорот денег на фондовых рынках.
В наше время инфраструктура интернета позволяет рядовому гражданину заниматься вложением денег в фондовые инструменты посредством передачи денег в доверительное управление. Коллективное инвестирование аккумулирует большие капиталы, которые нельзя игнорировать. Взгляните на наш рейтинг ПАММ-компаний. В него входят брокеры, которые вместе занимают до 70 % рынка России и обеспечивают торговый оборот в более чем 15 млрд. рублей месяц.
Многие люди также инвестируют деньги в валюту, финансируемый выкуп, драгоценные металлы, акции и облигации. Частный капитал должен иметь свободу, которую государство обязано обеспечивать. Именно поэтому основной функцией государства является создание необходимых условий в экономике для увеличения потенциала частного капитала. Государство активно инвестирует бюджетные средства в развитие телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, создает биржи и банковские организации.
Многие начинания государства можно считать венчурными. Программа содействия малому бизнесу была одним из таких рискованных предприятий государства, которое по большому счету не дало нужной отдачи. При этом деньги были не инвестированы, а, по сути, “подарены” участникам программы, которые сумели доказать, что их бизнес-план обладает потенциалом. Даже с учетом низкого процента вышедших на приемлемые показатели предпринимателей и юридических лиц начинание можно назвать успешным.
Сравнение
Главное отличие инвестиций от капитальных вложений в том, что первые не всегда носят целевой характер и не во всех случаях направляются на оптимизацию производства, вторые — как правило, соответствуют данным критериям.
Инвестиции — это способ пополнения оборотных средств фирмы. Капитальные вложения — механизм их расходования. Причем наличие первых не всегда означает их использование в качестве вторых. Инвестиции могут быть потрачены, к примеру, на организацию масштабного празднования значимого для жизни компании события, на оказание спонсорской поддержки спортивным командам.
Инвестиции — это привлечение капитала извне, за счет партнерских контрактов. Капитальные вложения могут осуществляться за счет собственных средств фирмы. Однако в случае, если капитал привлекается, условием для осуществления соответствующих вложений будет успешное получение инвестиций. Кроме того, в договоре фирмы с инвестором может быть прописано, что денежные средства должны направляться на конкретные цели — и в этом случае капитальное вложение фактически будет являться инвестицией в чистом виде.
Владельцы и менеджеры многих фирм предпочитают принципиально не разграничивать понятия инвестиций и капитальных вложений, рассматривая и то и другое в контексте совокупности направлений деятельности, связанных с повышением конкурентоспособности бизнеса. Но если значительный процент финансовых операций в рамках решения данной задачи не сможет соответствовать признакам инвестирования в основные фонды фирмы, то капитальными вложениями их называть будет не вполне корректно.
Например, финансирование рекламы и продвижения бренда на рынке — это, безусловно, деятельность по повышению конкурентоспособности бизнеса. Но она не имеет отношения к производству, персоналу, разработкам и потому по большинству критериев не может рассматриваться как пример капитальных вложений.
Изучив, в чем разница между инвестициями и капитальными вложениями, отразим выводы в таблице.
Значение бюджетных инвестиций
Бюджетные инвестиции являются важной частью экономической политики страны. Этот тип капиталовложения позволяет обеспечить постоянный рост и стабильное развитие экономики страны
Капиталовложения из госбюджета могут осуществляться по решению как федеральных, так и местных органов власти.
Основной целью бюджетных инвестиций является не только увеличение цены активов, находящихся в госсобственности, но и достижения определенного экономического эффекта. В настоящее время большая часть капиталовложений из госбюджета направлена на восстановление важных предприятий, которые из-за высокого уровня износа имеющихся фондов, являются нерентабельными и не могут выдержать конкуренцию на рынке.
- Удовлетворение потребности населения в качественно общественной инфраструктуре.
- Избавление от недвижимости, находящейся в аварийном состоянии.
- Поддержание необходимого качества жизни граждан, а также обеспечение его роста.
В настоящий момент время важными направлениями бюджетного инвестирования являются:
Развитие и восстановление дорожной сети. Капиталовложения в объекты здравоохранения с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения
Строительство культурных и социальных объектов, имеющих важное значение для населения
Практика показывает, что при грамотном подходе бюджетные инвестиции в состоянии обеспечить непрерывное успешное развитие экономики страны. Эти капиталовложения осуществляются путем восстановления/возведения различных элементов инфраструктуры, которые обладают высоким уровнем значимости для граждан.
Важно помнить, что основная цель бюджетных инвестиций заключается не в росте цен активов, которые находятся в госсобственности, а в улучшении качества жизни граждан государства. Бюджетные инвестиции осуществляются при помощи размещения государственного заказа на возведение/восстановление того или иного объекта
Отношение между заказчиком, в роли которого выступает государство, и исполнителем регулируются нормами действующего гражданского кодекса
Бюджетные инвестиции осуществляются при помощи размещения государственного заказа на возведение/восстановление того или иного объекта. Отношение между заказчиком, в роли которого выступает государство, и исполнителем регулируются нормами действующего гражданского кодекса.
В настоящий момент времени капиталовложения со стороны государства являются основным методом обеспечения стабильной работы различных типов бюджетных организаций.
Также существует такое понятие, как венчурные бюджетные инвестиции. Ярким примером подобных капиталовложений является госпрограмма, направленная на содействие мелким предпринимателям. Благодаря этой программе, огромное количество начинающих предпринимателей, чьи бизнес-планы обладали необходимым потенциалом, получили денежные средства для открытия собственного бизнеса.
Основной целью этой программы являлось развитие мелкого бизнеса, а также рост числа рабочих мест в экономике. К сожалению, эта программа не принесла ожидаемого эффекта, так как лишь небольшое число предпринимателей, получивших помощь от государства, сумело добиться приемлемых показателей доходности.
Риски в частных инвестициях
В частных инвестициях возможны следующие риски:
- Рыночные. Они связаны с изменением стоимости инвестиций. Есть вероятность того, что вы вложите средства, а стоимость изменится не в большую, а в меньшую сторону. От этого не застрахован ни один инвестор. В разных инвестиционных объектах доход может составлять 10 или 30% в год, но понести убытки можно в обоих случаях.
- Валютные. На стоимость инвестиций может влиять ситуация на валютном рынке. Снижение курса валюты, в которой номинированы инвестиции неизбежно ведёт к убыткам.
- Организационные риски. Если у компании, в которую вкладывается инвестор начинает наблюдаться ухудшение финансовых показателей – теряется инвестиционная привлекательность, стоимость инвестиций падает. Поэтому некоторые крупные инвесторы предпочитают прямые инвестиции, позволяющие контролировать деятельность фирмы.ср
Существуют следующие рекомендации по минимизации рисков:
- Выбирая объект инвестиций, необходимо здраво смотреть на показатель максимальной доходности. Чем больше доход – тем больше риск потерь. Поэтому нужно оценивать свои возможности и сделать так, чтобы уровень риска соответствовал финансовым целям. Нужно искать вариант вложений с максимально комфортным уровнем риска.
- Разделение инвестиций. Если инвестор заинтересован в крупном проекте, но недостаточно уверен в успешности инвестиций – лучше вкладываться в несколько разных. Вероятность получения прибыли вырастет.
- Детальный анализ. Не следует доверять знакомым бизнесменам и советам профессионалов, инвестору всегда приходится полагаться на собственные силы. Если компания, в которую он хочет вложиться приготовила конкретный инвестиционный проект – все показатели нужно просчитывать самостоятельно или доверить это независимому эксперту. Тогда ожидаемая прибыль будет получена с большей вероятностью.
Основные преимущества и недостатки
Главными преимуществами частных инвестиций являются:
- Пассивный доход. Несмотря на возможные сложности, трудозатраты меньше, чем при активных способах заработка.
- Диверсификация доходов. Инвестор может выбирать сразу несколько вариантов вложений. Это возможность обезопасить бюджет.
- Неограниченный доход. Возможности реинвестирования безграничны.
- Развитие инвестора. Вкладываясь в различные проекты, инвестор получает не только финансовые накопления. Это также бесценный опыт и получения немалого количества новых знаний.
- Риски потери капитала. Инвестиции в любом виде предполагают определённые риски, которые необходимо просчитывать.
- Неэффективность вложений. При нецелесообразном вложении средств в малоперспективные проекты можно не получить доход и даже потерпеть убытки.
- Необходимость наличия большого капитала. С небольшими средствами инвестирование неэффективно, нужно взять на себя риски и
О возможности инвестирования в государственный сектор
С недавних пор в России такие инвестиции стали возможными. Частные инвесторы могут приобрести концессию на госуслуги
Областей довольно много, но основное внимание уделяется строительству и сфере ЖКХ. Также востребовано инвестирование в сферу услуг для населения
В 2020 году показатели увеличились, и такой тип инвестирования начинает набирать обороты.
Как найти частного инвестора
Если компания нуждается в поиске частного инвестора, начать поиск следует с привлечения знакомых и проверенных потенциально заинтересованных лиц. Если таковых нет – существуют следующие варианты:
- В объединениях предпринимателей часто можно встретить инвестора;
- Это можно сделать в бизнес-клубах и на форумах по бизнесу;
- Есть возможность обратиться в ассоциацию инвесторов;
- Полезным будет обращение в инвестиционные фонды;
- Нужно посещать конференции и выставки, посвященные инвестициям;
- Можно попробовать привлечь иностранные инвестиции.
Мы рассмотрели данный вопрос с точки зрения компании. У инвесторов есть те же пути. Во многом это зависит от типа инвестирования: валовые частные инвестиции готовят немало сложностей.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Вопросы к законодательству
Многие эксперты отмечают, что для получения максимального эффекта от бюджетных инвестиций, государство обязано разработать оптимальную правовую базу, которая сведет к минимуму наиболее уязвимые места в законодательстве: возможность внедрения коррупционных схем, нерациональное использование капитала и несвоевременная сдача финансируемых проектов.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
С уважением проект Анатомия Бизнеса
Март 8, 2015 11:54 пп
Если Вам понравился опубликованный материал – поделитесь им с Вашими друзьями:
Инвестиции в Сбербанке: что это?
Наиболее доступной формой инвестирования для многих граждан являются различные депозитные программы банков, основной минус которых – низкая доходность.
Сбербанк России предлагает своим клиентам специальную инвестиционную программу, отличающуюся высокой доходностью.
Инвестиционный вклад – это разновидность депозитного вклада, основной особенностью которого является то, что определенная его часть направляется в специальные паевые инвестиционные фонды. Средства данных фондов вкладываются в ценные бумаги различных предприятий.
Клиент банка из предлагаемых финансовым учреждением инвестиционных продуктов имеет возможность выбрать тот, который, по его мнению, обеспечит максимальную прибыль и надежность:
- ПИФ. Вложение средств в различные ценные бумаги: акции и облигации и создание эффективного инвестиционного пакета;
- Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС);
- СмартПолис. Кроме акций и облигаций, средства вкладываются в покупку золота и сырья;
- ОМС. Доходность от инвестиций определяется ростом цен на драгоценные металлы: золото, серебро, платину, палладий и др.;
- Вложение денег в структурные ноты.
Основными преимуществами инвестиционных депозитов для клиентов являются следующие:
- это безрисковые инвестиции: вкладчик гарантировано получает свои вложения обратно;
- данные инвестиции не требуют от вкладчиков специальных знаний, необходимых для осуществления деятельности на фондовом рынке;
- доступность данного вида инвестиций для широкого круга вкладчиков.
Основным недостатком данных инвестиций является отсутствие каких-либо гарантий получения прибыли.
Бюджетные инвестиции в России
Наряду со стандартными приоритетными направлениями (описанными выше), которые должно поддерживать государство, у России есть своя отличительная черта.
Главной особенностью экономической структуры Российской Федерации является зависимость от экспортных доходов, поступающих от продажи ресурсов. То есть существует сильная зависимость от цен на различные commodity. А большую долю в структуре государственных доходов составляет поступления от реализации нефти и газа.
В связи с этим появляется необходимость развития диверсификации поступлений в государственный бюджет. Для этого правительство должно активно стимулировать частный бизнес и развивать различные направления через предприятия с госучастием.
Могут ли госинвестиции быть прибыльными в принципе
Действительно, в социальных проектах прибыль не стоит на первом месте, но во многих других направлениях государство может получать серьезную отдачу. Инвестируя в отрасли, сферы деятельности или конкретные компании, государство впоследствии получает отдачу в виде дивидендов или налогов.
Учет вкладов
Учет вкладов и их отражение в бухгалтерском учете ведется различным способом: многое зависит от региона, в котором совершается процесс. Как правило, деньги выдаются на основании контракта, который подписывается между двумя сторонами. Для контроля за эффективностью и целевым использованием инвестиций были созданы специальные инструкции. Так, деньги получают статус субсидии и перечисляются на счет компании. Соответственно, компания оприходует их и зачисляет на баланс. Их обеспечение проводится по следующей схеме:
- Государственный заказчик переуступает права на актив.
- Две стороны заключают контракт или соглашение.
- Производится перечисление денежных средств по программе предоставления дотаций.
Отметим, что руководство или бухгалтерия компании должно строго соблюдать эти рекомендации. И если для бюджетных компаний допустимы легкие ошибки или нарушения, то в частных их лучше не допускать, чтобы не столкнуться с санкциями или внеочередными проверками. Компания должна регулярно отчитываться за полученные средства и вести учет поступлений согласно традиционной схеме.
Что это такое?
Каждое предприятие формирует свой бюджет. Практически это план текущих финансовых операций, который отражает информацию о распределении доходов и расходов. Вы можете спросить: если уже есть один бюджет, для чего тогда создавать еще и инвестиционный?
Цели и задачи
На практике основные цели и задачи для бюджетирования инвестиций у разных организаций примерно одинаковы — это планирование и контроль, но я приведу в пример еще несколько.
- Определение основных параметров роста бизнеса. Это может быть капитальное строительство или модернизация устаревшего оборудования.
- Разработка моделей проектов с ростом участия инноваций.
- Минимизация издержек хозяйственной деятельности.
- Определение источников внешнего инвестирования (заемные средства частных лиц, кредитование, долевое участие).
- Выработка стратегии финансирования.
- Моделирование финансовых потоков.
- Оценка финансовой эффективности: существует ли надежда на получения прибыли после покрытия всех издержек на внедрение и продвижение инноваций.
Состав показателей
Состав показателей бюджета относительно простой и формируется по видам:
- расходов;
- финансирования (источники поступления).
Показатель расходов — это все виды издержек на подготовку и запуск нового проекта. Показатель финансирования — источники (свои и внешние) на его реализацию.
Основные положения
Возможность предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям предусматривается ст. 79 Бюджетного кодекса.
Определение бюджетной инвестиции представлено в ст. 6 Бюджетного кодекса. Согласно данному определению бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Для более точного определения, какие операции следует относить к бюджетным инвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьям Бюджетного кодекса. Такого рода необходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определения имущества и, например, любое основное средство, приобретенное бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемых ему учредителем, является государственным (муниципальным) имуществом.
В п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса определено, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативно-правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Кроме этого в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1204 (далее – Постановление N 1204). Данный документ предусматривает в 2011 г. бюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с внесением федеральных бюджетных и автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичный порядок.
Рассмотрим определение материальных объектов, указанных в п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса и Постановлении N 1204. Определение объекта капитального строительства раскрывается в ст. 1 Градостроительного кодекса. Согласно данной статье объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Определения понятий “здания” и “сооружения” представлены в Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее – ОКОФ). Согласно данному документу:
- к подразделу “Здания (кроме жилых)” относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу;
- к подразделу “Сооружения” относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений;
- к подразделу “Жилища” относятся здания, предназначенные для невременного проживания.
1 Бюджетные инвестиции – теория и реалии
Что понимают под бюджетными инвестициями? Это капиталовложения, источники которых созданы государственным бюджетом. Именно так, никаких лишних трактовок и суждений, все просто и понятно. Несмотря на относительно простую суть, финансовая господдержка выполняет важную роль в развитии экономики. Конечно же, мы по большей части будем обсуждать ситуацию с бюджетными инвестициями в России.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации регламентирует условия размещения государственного капитала в тех или иных предприятиях. В зависимости от регионального подхода к составлению бюджета, могут изменяться основные объекты инвестирования. В законодательстве РФ под понятием “бюджетные инвестиции” принято понимать деньги, направленные в капиталы государственных и муниципальных объектов для поддержания их работы. В статье о том, что такое портфельные инвестиции, мы говорили о необходимости диверсификации вложений и постоянного инвестирования в прибыльные проекты.
Почему же на федеральном уровне в законодательстве не предусмотрена возможность вложения денег в уставный капитал частных предприятий или же в венчурные инициативы? Основной причиной является желание Российского государства построить полноценную рыночную экономику, устойчивую, самодостаточную и сильную. Согласно идеям Австрийской Экономической Школы, государство в качестве инвестора чаще всего оказывает негативное влияние на рынок. По большей части проблемой считается низкая эффективность размещения средств.
Мы уже касались идей, представленных фон Мизесом, Феттером и другими последователями Венской Школы, а потому вдаваться в подробности сейчас не будем.
В теории государственные инвестиции должны приносить огромную пользу, увеличивая гибкость бюджета и позволяя создавать новые источники доходов. В реальности бюджет начинает трещать по швам, если инвестиционная деятельность убыточная или доходность на порядок ниже оптимальной. Убытки приходится перекрывать из более надежных источников (налоговых сборов, пошлин). Бюджетная политика государства, размещающего капиталы в фондовых инструментах, находится в тесной зависимости от волатильности ценных бумаг на рынке.
Конечно же, существуют специальные методы участия государства в фондовой торговле, но бюджетное финансирование инвестиций в ценные бумаги всегда находится под скептическим взглядом суровых аналитиков. С другой стороны, совсем бросать экономику на самотек нельзя, поэтому государство создает юридические лица, посредством которых управляет крупными субъектами экономики или же инвестирует деньги в фондовые инструменты.
Другим инструментом активного влияния государства на состояние экономики являются субсидии, но в этом случае государство не заинтересовано в получении прибыли напрямую. Средства размещаются в перспективных молодых предприятиях, которые обладают хорошим потенциалом и способны изменить ситуацию на региональном рынке в течение ближайших нескольких лет. Именно с расчетом на общее улучшение экономической атмосферы государство и раздает субсидии индивидуальным предпринимателям и молодым юридическим лицам. Такие бюджетные инвестиции позволяют экономике развиваться быстрее. Кто-то может даже начать дискусию на тему получения дивидендов в виде налогов.
Как происходит учет инвестиций?
Есть несколько способов. Выбор конкретного варианта зависит от региона. Обычно выдача средств осуществляется на базе контракта, заключенного между сторонами-участниками процесса. Чтобы контролировать степень эффективности использования инвестированных средств, нужно руководствоваться специальными инструкциями. В итоге деньги становятся субсидиями и поступают на счет организации. Фирма должна их оприходовать и зачислить на счет. Схема действий при этом выглядит следующим образом:
- переуступка прав на актив со стороны государственного заказчика;
- заключение между сторонами соглашения;
- перечисление денег по принципу дотаций.
Документы для скачивания (бесплатно)
Письмо Минфина №02-06-07/5397
Во что могут делаться вклады
Государство может распоряжаться деньгами только в рамках закона. При этом закон регламентирует, что получить бюджетные средства могут только муниципалитеты, государственные предприятия, бюджетные организации и частные компании. Передача осуществляется за счет государственного заказа, а основная задача — повышение капитала объекта вливания и их конечной стоимости. Соответственно, государство получает право собственности в компаниях, в которые оно сделало вливания, в размере сделанного вклада, наращивая национальные активы.
При получении инвестиций частниками они проходят по статье «бюджетные инвестиции юрлицам». Их смысл в том, что государство создает партнерство с частным бизнесом, вкладываясь в его уставной фонд и получая возможность управлять компанией (или влиять на политику руководства). Соответственно, государство будет получать прибыль, которая будет высчитываться в зависимости от доли вложений в уставной фонд. Управлять юрлицом в данном случае будет какой-то госорган, например, региональные власти или муниципалитет.
Вложения обычно делаются в госкомпании и крупные предприятия
Чтобы вклады были сделаны, проект должна оформить инвестиционная комиссия, затем государственная комиссия и правительство РФ. Суммарная доля частного капитала в проекте должна быть более 35 процентов (при условии, что это частная компания, разумеется, что в бюджетных предприятиях частные деньги не используются).
Комиссия проводит отбор по следующим параметрам:
- Насколько проект важен для государства.
- Насколько проект интересен по экономическим показателям.
- Насколько он интересен государственному бюджету.
- Будет ли вложение иметь финансовую рентабельность.
Бюджетные инвестиции и бюджетные ассигнования
Новая редакция Бюджетного кодекса дает определение таким понятиям, как бюджетные инвестиции и бюджетные ассигнования. Под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (п.3 Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс). Новая редакция Бюджетного кодекса определяет закрытый перечень форм, в которых могут расходоваться бюджетные ассигнования, а под бюджетными ассигнованиями понимает предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. В этот перечень входят, помимо прочих, ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, и бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий) (п.42, 43 Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс). Государственные (муниципальные) унитарные предприятия исключаются из числа тех объектов государственной (муниципальной) собственности, в которые осуществляются бюджетные инвестиции в соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса «Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг». Это обусловлено тем, что государственные и муниципальные предприятия в отличие от учреждений являются коммерческими организациями (ст.50 Гражданского кодекса) и государственные (муниципальные) услуги не оказывают. Оказание таких услуг остается прерогативой государственных (муниципальных) учреждений и иных некоммерческих организаций (п.2 ст.69_2 Закона об изменениях в Бюджетный кодекс). Вместе с тем, статья 79 новой редакции Бюджетного кодекса «Бюджетные ассигнования в объекты государственной и муниципальной собственности» не ограничивается только лишь ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг и поэтому включает в себя и ассигнования на осуществление инвестиций в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) унитарных предприятий. По этой причине государственные (муниципальные) унитарные предприятия не исключены вместе с бюджетными учреждениями из получателей бюджетных инвестиций (как это сделано в ст.80 «Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями»). И бюджетные инвестиции юридическим лицам – государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в соответствии с абзацем 4 статьи 69 Новой редакции Бюджетного кодекса, и бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной собственности) в целях оказания государственных (муниципальных) услуг в соответствии с абзацем 7 статьи 69.1 рассматриваются новой редакцией Бюджетного кодекса в качестве бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности, регулируемых статьей 79. В свою очередь, бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, регулируются статьей 80 новой редакции Бюджетного кодекса.
Таким образом, мы имеем дело с двумя случаями предоставления бюджетных инвестиций: 1) бюджетные инвестиции юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий) и 2) бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности.
Виды вложений
Существует несколько типов вложений. Вы должны понимать разницу между ними, чтобы суметь составить правильный проект и получить необходимые вам для развития денежные средства. Перечислим, по каким конкретно параметрам отличаются инвестиции:
- По типам объектов.
- По срокам инвестирования.
- По тому, из каких бюджетов происходит перечисление.
- По форме собственности у компании.
- По территориальным признакам и сферам экономики.
- По возможности государства участвовать в управлении проектом.
Также инвестиции можно разделить на реальные и финансовые. Первые относятся к капиталообразующим и могут быть как материальными, так и нематериальными. Соответственно, материальные вкладываются в объекты, которые можно пощупать: инструменты, недвижимость, транспортные средства и пр. Нематериальные являются интеллектуальными, они делаются в патенты, документацию, лицензии, подготовку кадров и пр. Вторые подразумевают вложения в ценные бумаги или депозитные вклады. Они могут быть прямые, портфельные и пр.
Инвестиции — эффективный инструмент повышения прибыли
Прямыми называют вклады в покупку акций различных компаний, представленных на рынке, и их основная задача — это получение доступа к управлению и получение дивидендов. Портфельными называются вклады, которые делаются в ценные бумаги с целью получения прибыли. Это может быть приобретение долговых бумаг, векселей, паев и пр. Основное различие между вкладами в том, что прямой подразумевает покупку больше 10% акций или уставного капитала для управления компанией, а портфельные — меньше 10% без вмешательства в управление.
Источник http://101biznesplan.ru/spravochnik-predprinimatelya/terminy-i-ponyatiya/chto-takoe-byudzhetnye-investitsii.html
Источник https://gorodpro.org/budzetnye-investicii-poradok-predostavlenia-budzetnyh-investicij-finansirovanie-gosudarstvom/
Источник
Источник